ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуализации образовательного процесса Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка «Детский сад № 37 с. Чугуевка» Чугуевского района Приморского края 1 . Общие положения. 1.1. Настоящее Положение об индивидуализации образовательного процесса в МКДОУ ЦРР ДС № 37 (далее по тексту - Положение) разработано в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, СанПин 1.2.3685-21; Уставом ДОУ; Основной образовательной программой, адаптированнй основными/адаптированной образовательной программами МКДОУ ЦРР ДС № 37 с. Чугуевка. 1.2. Настоящее Положение определяет комплекс организационных мероприятий по обеспечению права воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному маршруту (далее по тексту - ИОМ) в пределах осваиваемой образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа), реализуемой в МКДОУ ЦРР ДС № 37 с. Чугуевка (далее по тексту-ДОУ) а также структуру, содержание, порядок разработки и утверждения ИОМ воспитанника. 1.3. Под ИОМ в данном Положении понимается единый план образовательной деятельности и/или коррекционной работы для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детей - инвалидов, одаренных детей: персональный путь компенсации трудностей в обучении; способ реализации личностного потенциала воспитанника (интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, духовнонравственного); структурированная программа действий воспитанника на некотором фиксированном этапе обучения. 1.4. ИОМ для воспитанника с ОВЗ рассматривается как путь профессиональной коррекции особенностей его развития, с целью освоения образовательной программы дошкольного образования. Это путь компенсации грузностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка с учетом образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития. 1.5. ИОМ для воспитанника, проявляющего определенные способности в различных видах детской деятельности, т.е. одаренного ребенка, рассматривается как поддержка воспитанника, построение его образовательной траектории. 1.6. ИОМ предполагает разработку учебного плана, обеспечивающего освоение основной образовательной/адаптированной основной /адаптированной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника. Цель ИОМ в ДОУ — это создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей. 1.7. ИОМ является составной частью основной образовательной/адаптированной основной /адаптированной образовательной программы дошкольного образования ДОУ (далее по тексту - Программа) и призван: обеспечить учет индивидуальных особенностей образования отдельных категорий детей, в том числе с OB3 и детей - инвалидов; обеспечить освоение Программы детьми при наличии трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации; создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. 1.8. ИОМ реализует право воспитанников на получение образования в объеме, установленном ФГОС ДО соответствующего уровня с максимальной учебной нагрузкой, соответствующей постановлению главного государственного санитарного врача РФ № 2 от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека среды обитания» 1.9. ИОМ разрабатывается и утверждается в ДОУ после педагогической диагностики воспитанника. 1.10. Непосредственную реализацию ИОМ осуществляет педагог-составитель данного ИОМ в рамках учебного плана. 1.11. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. 2. Цели и задачи положения. 2.1. Целью настоящего Положения является обеспечение реализации права воспитанников в ДОУ на индивидуализацию образовательного процесса, на обучение по индивидуальному образовательному маршруту. 2.2. Индивидуальный образовательный маршрут — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации еѐ содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника. 2.3. Задачи настоящего Положения: Определение основных организационных механизмов, реализуемых в ДОУ для обучения по индивидуальному образовательному маршруту. Обеспечение возможности обучения по индивидуальному образовательному маршруту на уровне дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями. Обеспечение соответствия индивидуального образовательного маршрута требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Определение ответственности педагогических работников ДОУ при обучении по индивидуальному образовательному маршруту. Создание условий для реализации индивидуальных образовательных потребностей воспитанников, выбор оптимальных форм и темпа их обучения. 2.4. Условия реализации ИОМ должны соответствовать условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, адаптированной образовательной программы ДОУ. 3. Принципы разработки ИОМ. 3.1. При разработке ИОМ воспитанника участники образовательных отношений опираются на следующие принципы: принцип опоры на обучаемость ребенка; принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка; принцип соблюдения интересов ребенка; принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации); принцип непрерывности (ребенку гарантировано непрерывное психологопедагогическое сопровождение на всех этапах оказания помощи в решении проблемы); принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного подхода в педагогической диагностике) ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. Нормы — это не среднее, что есть 4 (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях; принцип опоры на детскую субкультуру (каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт). Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно своему возрасту. 3.2. При реализации ИОМ воспитанника участники образовательных отношений руководствуются в своей деятельности: требованиями действующего законодательства; приказами заведующей ДОУ; Уставом ДОУ; принятыми в ДОУ локальными нормативными актами; настоящим Положением. 4. Организационные механизмы. 4.1. К основным организационным механизмам, реализуемым в ДОУ с целью соблюдения права воспитанников на обучение по ИОМ относятся: информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве воспитанников на обучение по ИОМ; выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника, необходимых для разработки ИОМ; разработка основной образовательной программы дошкольного образования, включающих в качестве механизма ее реализации индивидуальные образовательные маршруты; организация обучения по ИОМ в строгом соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования; работа по взаимодействию субъектов образовательных отношений внутри педагогического коллектива ДОУ при разработке и реализации ИОМ. 5. Функциональные обязанности педагогов, участвующих в разработке и реализации ИОМ. 5.1. Педагогические работники, назначенные приказом заведующего ДОУ за организацию работы с воспитанниками в соответствии с ИОМ несут ответственность за реализацию ИОМ в полном объеме. 5.2. Заместитель заведующего по ВОП обеспечивает: организацию работы с педагогическими работниками ДОУ по составлению и реализации ИОМ в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ; контроль за реализацией ИОМ. 5.3. Педагог-психолог: проводит индивидуальное обследование ребенка, с целью выявления уровня психического развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии и воспитании; ведет документацию в соответствии с установленным порядком; участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического сопровождения воспитанника; осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей; отслеживает динамику развития ребѐнка в ходе реализации ИОМ; проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 5.4. Учитель-логопед: подробно обследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка; - устанавливает уровень речевого развития; ведет документацию в установленном порядке: участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического сопровождения ребенка: осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей; отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 5.5. Воспитатель: проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение; участвует в разработке и реализации ИОМ ребенка в соответствии с ООП, АООП ДОУ, возрастными и индивидуальными возможностями ребенка; отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ; осуществляет психологом педагогическую поддержку одаренных детей; ведет документацию в соответствии с установленным порядком; проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 5.6. Музыкальный руководитель: проводит педагогическую диагностику ребенка, с целью выявления уровня музыкального развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии и воспитании ребенка; ведет документацию в соответствии с установленным порядком; участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках музыкального сопровождения ребенка; осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей; отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ 5.7. Инструктор по физической культуре: проводит педагогическую диагностику ребенка, с целью выявления уровня физического развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии и воспитании; ведет документацию в соответствии с установленным порядком; участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках физического сопровождения ребенка; осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей; отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 6. Порядок реализации ИОМ и его документационное оформление. 6.1. ИОМ разрабатывается для воспитанников: - на основе наблюдений педагогов за воспитанником, педагогической, психологической диагностики (с согласия родителей (законных представителей) воспитанников, на основании Заключения ТПМПК для детей с ОВЗ, на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка инвалида, выдаваемой федеральными государственнымиучреждениями медикосоциальной экспертизы. 6.2. ИОМ разрабатывается педагогами ДОУ, реализующими основную образовательную программу ДОУ, адаптированную образовательную программу, после проведения педагогической и/или психологической диагностики воспитанника и заключения ТПМПК. 6.3. Реализацию ИОМ осуществляют педагогические работники (воспитатели, учителя - логопеды, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители), в труппах общеразвивающей направленности непосредственно работающие с ним, на которых приказом заведующей ДОУ возлагается данная функциональная обязанность. 6.4. ИОМ разрабатывается на один учебный год по результатам мониторинга в начале учебного года. 6.5. Педагогический работник выявляет воспитанников, нуждающихся в реализации образовательной программы по ИОМ. 6.6. Родители (законные представители) воспитанников информируются педагогическим работником о возможности обучения воспитанника по ИОМ в соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями, установленными настоящим Положением. 6.7. При желании родителей (законных представителей) воспитанника осуществлять обучение ребѐнка по ИОМ в ДОУ разрабатывается ИОМ соответствии с настоящим Положением. 6.8. При составлении ИОМ педагогический работник предлагает родителям (законным представителям) воспитанника ознакомиться с: с основной образовательной программой ДОУ/адаптированной образовательной программой; с предлагаемым дошкольным образовательным учреждением учебным планом; с порядком работы по составлению ИОМ в дальнейшем и условиями его реализации; с формами работы с ребѐнком, включенными в ОИМ. 6.9. Подготовленный предварительный ИОМ педагогический работник ещѐ раз обсуждает с родителями (законными представителями) воспитанника. 6.10. Выбор форм работы с воспитанником для включения в ИОМ осуществляется с учѐтом личностных особенностей воспитанника, а также с учѐтом особенностей конкретного ИОМ. 6.11. Реализация ИОМ в ДОУ является обязательным для воспитанников, требующих индивидуального подхода и осуществляется в соответствии с индивидуальным планом обучения, с расписанием, отвечающим совокупному объему учебной нагрузки и свободной деятельности воспитанников с учетом требований СанПиН. 7. Ответственность. 7.1. Ответственность за составление и реализацию ИОМ несут участники образовательных отношений в порядке, установленном действующим законодательством. 7.2. Ответственным лицом за координацию работы по составлению и реализации ИОМ является заместитель заведующего по ВОП. Он обеспечивает: организацию работы в ДОУ по информированию родителей (законных представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по ИОМ; организацию отбора воспитанников для обучения по ИОМ; организацию работы с педагогическими работниками ДОУ по составлению и реализации ИОМ в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ДО; контроль за соответствием ИОМ ФГОС ДО; контроль за реализацией ИОМ; взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и реализации ИОМ; организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ; организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ; Руководствуется в своей деятельности: требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере образования; приказами и распоряжениями руководителя ДОУ; Уставом ДОУ и принятыми в нѐм локальными нормативными актами; настоящим Положением. 8. Заключительные положения. 8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с Управляющим советом ДОУ и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующей ДОУ. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. 8.4.После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции, предыдущая редакция автоматически утрачивает силу