1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок организации наставничества. 1.2. Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. 1.3. Целями наставничества являются: - оказание помощи работникам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей; формирование в организации, осуществляющей образовательную деятельность, кадрового ядра. 1.4. Задачами наставничества являются: - ускорение процесса профессионального становления работников, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные обязанности; - адаптация работников к условиям осуществления трудовой деятельности, приобщение к корпоративной культуре; - развитие у работников интереса к осуществляемой профессиональной деятельности; - развитие профессионально значимых качеств личности; - формирование активной гражданской и жизненной позиции; - создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата; 2. Организация наставничества 2.1. Наставничество устанавливается над следующими сотрудниками: - впервые принятыми на работу и не имеющими необходимых умений и навыков выполнения должностных обязанностей, в том числе выпускниками профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; - принятыми на работу после продолжительного перерыва (более 6 месяцев) в осуществлении трудовой деятельности, в том числе по замещаемой должности (профессии); - переведенными (назначенными) на другую должность (профессию), если выполнение ими новых должностных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и приобретения новых практических навыков. 2.2. Наставники подбираются из наиболее подготовленных работников, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе, имеющих стаж работы в организации и опыт работы по профессии (специальности, направлению подготовки) не менее пяти лет. К работе по наставничеству могут привлекаться также ветераны организации. 2.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 2.4. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, не может превышать трех. 2.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 2.6. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30 календарных дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 2.7. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом руководителя организации. 2.8. Замена наставника осуществляется приказом организации и производится в следующих случаях: - прекращение трудового договора с наставником; - перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение организации; - просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество; - неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных обязанностей; - возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества. 2.9. Срок наставничества, определенный приказом организации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 2.10. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник составляет индивидуальный план прохождения наставничества (далее - индивидуальный план). Индивидуальный план может включать: - мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с рабочим местом и коллективом; - мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями; - совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество; - изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения должностных обязанностей; - выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, практических заданий; - перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, профессиональных знаний и навыков; - перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей; - другие мероприятия по наставничеству. 2.11. Индивидуальный план составляется наставником не позднее 10 дней со дня утверждения его кандидатуры приказом организации. 2.12. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с индивидуальным планом. 2.13. В зависимости от производственных условий наставник и лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, могут быть периодически освобождены от выполнения непосредственных должностных обязанностей с сохранением заработной платы для проведения индивидуальных занятий, тренингов и иных мероприятий по индивидуальному плану. 2.14. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в том числе содержащий рекомендации по его дальнейшему профессиональному развитию. 2.15. Результатами эффективной работы наставника считаются: - формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, практических навыков выполнения должностных обязанностей; - применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, рациональных и безопасных приемов и методов труда; - освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания при выполнении должностных обязанностей; - положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию; - самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей; - дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей. 2.16. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества работодатель вправе предусмотреть: - доплату, размер которой устанавливается локальными нормативными актами организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; - объявление благодарности, награждение грамотой организации; - помещение фотографии наставника на доску почета организации; 2.17. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. 3. Руководство наставничеством 3.1. заведующий ДОУ представляет назначенного молодого специалиста педагогам, объявляет приказ о закреплении за ним наставника. 3.2.Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на старшего воспитателя. 3.3. Старший воспитатель обязан: - создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника; - посещать отдельные занятия, организованные наставником и молодым специалистом; - организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; - изучать обобщать и распространять положительный опыт наставничества в организации, осуществляющей образовательную деятельность; - вносить предложения о применении мер поощрения наставников; -рассмотреть индивидуальный план работы наставника; - осуществлять систематический контроль работы наставника; - систематически заслушивать отчеты молодого специалиста и наставника. 4. Права и обязанности наставника 4.1. Наставник имеет право: - привлекать с согласия старшего воспитателя других работников для оказания помощи молодому специалисту; - требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме. 4.2. Наставник обязан: - руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов организации при осуществлении наставнической деятельности; - способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств; - оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, в исполнении его должностных обязанностей, ознакомлении с основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы в организации, основами корпоративной культуры; - оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, в изучении законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов организации, регламентирующих исполнение должностных обязанностей лица, в отношении которого осуществляется наставничество; - способствовать освоению лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, практических приемов и способов качественного выполнения своих должностных обязанностей, устранению допущенных ошибок; - передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам работы; - привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации; - воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу, рост производительности труда, проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной этики; - периодически докладывать старшему воспитателю о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления; - по итогам учебного года подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, давать предложения по его дальнейшей работе. 5. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество 5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право: - пользоваться имеющимся оборудованием, инструментами, материалами, документами, литературой и иной инфраструктурой организации в целях исполнения своих должностных обязанностей и прохождения наставничества; - участвовать в составлении индивидуального плана; - обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными обязанностями; - обращаться к старшему воспитателю или заведующему ДОУ с ходатайством о замене наставника; - знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; - защищать свою профессиональную честь и достоинство. 5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано: - изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты организации и руководствоваться ими при исполнении должностных обязанностей; - выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в нем сроки; - соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации; - знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в ДОУ; - выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных обязанностей; - совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей; - устранять совместно с наставником допущенные ошибки; - проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе; - обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы; - не совершать поступков, которые могут нанести вред авторитету коллектива организации; - участвовать в общественной жизни коллектива организации; - периодически отчитываться по своей работе перед наставником и старшим воспитателем. 6.Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность наставника, относятся: - положение о системе наставничества; - приказ руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, об организации наставничества, или иной локальный нормативный акт; - план работы Школы молодого педагога; - протоколы заседаний Школы молодого педагога; - протоколы заседаний педагогического совета, малого аппаратного совещания при старшем воспитателе, на которых рассматривались вопросы наставничества или была организована работа наставника с молодым специалистом.