Положение о наставничестве

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок организации
наставничества.
1.2. Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального
становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
1.3. Целями наставничества являются:
- оказание помощи работникам в их профессиональном становлении, приобретении
профессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей;
формирование в организации, осуществляющей образовательную деятельность, кадрового
ядра.
1.4. Задачами наставничества являются:
- ускорение процесса профессионального становления работников, развитие их
способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные
обязанности;
- адаптация работников к условиям осуществления трудовой деятельности,
приобщение к корпоративной культуре;
- развитие у работников интереса к осуществляемой профессиональной
деятельности;
- развитие профессионально значимых качеств личности;
- формирование активной гражданской и жизненной позиции;
- создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата;
2. Организация наставничества
2.1. Наставничество устанавливается над следующими сотрудниками:
- впервые принятыми на работу и не имеющими необходимых умений и навыков
выполнения должностных обязанностей, в том числе выпускниками профессиональных
образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- принятыми на работу после продолжительного перерыва (более 6 месяцев) в
осуществлении трудовой деятельности, в том числе по замещаемой должности
(профессии);
- переведенными (назначенными) на другую должность (профессию), если
выполнение ими новых должностных обязанностей требует расширения и углубления
профессиональных знаний и приобретения новых практических навыков.
2.2. Наставники подбираются из наиболее подготовленных работников, обладающих
высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к
воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе, имеющих стаж работы
в организации и опыт работы по профессии (специальности, направлению подготовки) не
менее пяти лет.
К работе по наставничеству могут привлекаться также ветераны организации.
2.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до
одного года в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении
которого осуществляется наставничество.
2.4. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта
наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в
отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, не может
превышать трех.
2.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.6. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30

календарных дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.7. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом руководителя
организации.
2.8. Замена наставника осуществляется приказом организации и производится в
следующих случаях:
- прекращение трудового договора с наставником;
- перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, на иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение
организации;
- просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество;
- неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей;
- возникновение иных обстоятельств, препятствующих
осуществлению
наставничества.
2.9. Срок наставничества, определенный приказом организации или иным
документом, предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в
случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного
отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.10. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с
уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник составляет
индивидуальный план прохождения наставничества (далее - индивидуальный план).
Индивидуальный план может включать:
- мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
- мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями;
- совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
- изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения
должностных обязанностей;
- выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
практических заданий;
- перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
- перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
- другие мероприятия по наставничеству.
2.11. Индивидуальный план составляется наставником не позднее 10 дней со дня
утверждения его кандидатуры приказом организации.
2.12. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с
индивидуальным планом.
2.13. В зависимости от производственных условий наставник и лицо, в отношении
которого осуществляется наставничество, могут быть периодически освобождены от
выполнения непосредственных должностных обязанностей с сохранением заработной
платы для проведения индивидуальных занятий, тренингов и иных мероприятий по
индивидуальному плану.
2.14. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в том числе содержащий рекомендации по его дальнейшему

профессиональному развитию.
2.15. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
практических навыков выполнения должностных обязанностей;
- применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество,
рациональных и безопасных приемов и методов труда;
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и иных
документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение
применять полученные теоретические знания при выполнении должностных
обязанностей;
- положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному
развитию;
- самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и
указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей.
2.16. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества работодатель
вправе предусмотреть:
- доплату, размер которой устанавливается локальными нормативными актами
организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- объявление благодарности, награждение грамотой организации;
- помещение фотографии наставника на доску почета организации;
2.17. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к
дисциплинарной ответственности.
3. Руководство наставничеством
3.1. заведующий ДОУ представляет назначенного молодого специалиста педагогам,
объявляет приказ о закреплении за ним наставника.
3.2.Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на
старшего воспитателя.
3.3. Старший воспитатель обязан:
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его
наставника;
- посещать отдельные занятия, организованные наставником и молодым
специалистом;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучать обобщать и распространять положительный опыт наставничества в
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- вносить предложения о применении мер поощрения наставников;
-рассмотреть индивидуальный план работы наставника;
- осуществлять систематический контроль работы наставника;
- систематически заслушивать отчеты молодого специалиста и наставника.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник имеет право:
- привлекать с согласия старшего воспитателя других работников для оказания
помощи молодому специалисту;
- требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной
форме.

4.2. Наставник обязан:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и
локальных нормативных актов организации при осуществлении наставнической
деятельности;
- способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств;
- оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется наставничество,
в исполнении его должностных обязанностей, ознакомлении с основными направлениями
деятельности, полномочиями и организацией работы в организации, основами
корпоративной культуры;
- оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется наставничество,
в изучении законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов
организации, регламентирующих исполнение должностных обязанностей лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
- способствовать освоению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, практических приемов и способов качественного выполнения своих
должностных обязанностей, устранению допущенных ошибок;
- передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество,
накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным
приемам, передовым и безопасным методам работы;
- привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации;
- воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу,
рост производительности труда, проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм
профессиональной этики;
- периодически докладывать старшему воспитателю о процессе адаптации лица, в
отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении,
результатах профессионального становления;
- по итогам учебного года подводить итоги профессиональной адаптации молодого
специалиста, давать предложения по его дальнейшей работе.
5. Права и обязанности лица,
в отношении которого осуществляется наставничество
5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
- пользоваться имеющимся оборудованием, инструментами, материалами,
документами, литературой и иной инфраструктурой организации в целях исполнения
своих должностных обязанностей и прохождения наставничества;
- участвовать в составлении индивидуального плана;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями;
- обращаться к старшему воспитателю или заведующему ДОУ с ходатайством о
замене наставника;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения;
- защищать свою профессиональную честь и достоинство.
5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
- изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты
организации и руководствоваться ими при исполнении должностных обязанностей;
- выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в нем сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления деятельности, полномочия и организацию работы в ДОУ;

- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных
обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
- обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
- не совершать поступков, которые могут нанести вред авторитету коллектива
организации;
- участвовать в общественной жизни коллектива организации;
- периодически отчитываться по своей работе перед наставником и старшим
воспитателем.
6.Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставника, относятся:
- положение о системе наставничества;
- приказ руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, об
организации наставничества, или иной локальный нормативный акт;
- план работы Школы молодого педагога;
- протоколы заседаний Школы молодого педагога;
- протоколы заседаний педагогического совета, малого аппаратного совещания при
старшем воспитателе, на которых рассматривались вопросы наставничества или была
организована работа наставника с молодым специалистом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».