Положение о планировании

2. Цели и задачи
2.1. Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОУ в каждой возрастной
группе.
2.2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и
последовательно.
2.3. Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
2.4. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии
детей.
3. Принципы планирования
3.1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка.
3.2 Соответствовать критериям полноты и достаточности.
3.3 Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости.
3.4. Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также
задач процесса образования детей дошкольного возраста.
3.5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей.
3.6. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса.
3.7. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
3.8. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми, т.е. на основе игровой деятельности.
3.9. Сочетать элементы деятельности, способствующие эмоциональной разрядке.
3.10. Предусматривать разнообразную деятельность, способствующую максимально
возможному раскрытию потенциала каждого ребенка. Планируемая деятельность должна
быть мотивирована.
3.11. Сочетать разумное чередование в плане организованной и самостоятельной
деятельности (образовательной деятельности с детьми (ОД), игр, совместной работы
детей и воспитателя, а также свободной спонтанной игровой деятельности и общения со
сверстниками).
1.1. Обеспечивать взаимосвязь процессов воспитания и развития (обучающие задачи
планируются не только в ОД, но и в других видах деятельности), регулярность,
последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется
несколько раз, но изменяются и усложняются задачи и пр.)
4.

Организация работы

4.1. Основа планирования педагогического процесса – Образовательная программа ДОУ
(далее - ООП ДОУ). Система планирования образовательной деятельности в ДОУ
включает в себя:
 Комплексно-тематическое планирование;
 Перспективное планирование образовательной деятельности (сетка);
 Календарное планирование.
4.2. Комплексно-тематическое планирование:
 Составляется педагогами каждой возрастной группы.

 Комплексно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год, в срок
до 30 августа, на основе ООП ДО, в соответствии с установленной формой
(Приложение №1) и является приложением к рабочей программе педагога.
4.2.3. Интегрирующие темы и периоды их реализации определяется для каждой
возрастной группы.
4.2.4. Комплексно-тематическое планирование должно отражать:
 Дату реализации интегрирующей темы
 наименование интегрирующей темы и период ее реализации;
 решаемые педагогические задачи;
 варианты итоговых мероприятий.
4.3. Перспективное планирование образовательной деятельности (сетка ОД):
4.3.1. Перспективное планирование составляется и реализуется совместно
педагогами каждой возрастной группы.
4.3.2. Перспективное планирование ОД разрабатывается на каждый месяц учебного
года, до 25 числа текущего месяца, в соответствии с установленной сеткой (Приложение
№ 2) на основе ООП ДО и комплексно-тематического плана, должно иметь титульный
лист.
Перспективное планирование ОД должно отражать:
 месяц, недели месяца, учебные дни недели;
 интегрирующие темы недель, месяца;
 наименование итогового мероприятия и дату его проведения;
 реализуемые базовые и интегрируемые образовательные области в соответствии с
расписанием ОД;
 решаемые педагогические задачи;
 учебно-методическое обеспечение.
4.4. Календарное планирование образовательного процесса:
4.4.1. составляется каждым педагогом ДОУ, для каждой возрастной группы;
4.4.2. календарное планирование составляется на каждый день на первую и вторую
половину дня;
4.4.3. календарное планирование составляется в соответствии с режимом дня,
циклограммой образовательной работы с детьми (Приложение № 4);
 планирование утреннего отрезка времени;
 планирование организованной образовательной деятельности;
 планирование прогулки;
 планирование второй половины дня.
4.4.4. на начало каждого месяца определяется:
 комплекс утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна;
 план индивидуальной работы с детьми на месяц (на основе мониторинга детского
развития).
4.4.5. календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности
детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
4.4.6. компонентами календарного планирования являются: регламентированная
деятельность (ОД):
 цели и задачи, направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи
должны быть диагностируемыми);
 содержание определяется программой;
 организационно-действенный компонент (формы и задачи должны соответствовать
поставленным задачам);
 результат (что запланировали в самом начале, и что получили должно совпадать).
4.4.7. Нерегламентированная деятельность:
4.4.7.1.В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по
желанию детей, деятельность не должна быть продолжительной по времени, ребенок
должен увидеть результат своей работы;
 в утренний период планируется только знакомые для детей виды деятельности;

 вся работа, связанная с формированием культурно-гигиенических навыков, норм
поведения;
 утренняя гимнастика, работа по закаливанию.
4.4.7.2. Прогулка:
 наблюдение;
 подвижные игры, спортивные игры/элементы спортивной игры;
 игры дидактические, хороводные, забавы, творческие;
 индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке ОД с детьми,
которые недостаточно усвоили материал, с одаренными детьми, при подготовке к
праздникам;
 труд
4.4.7.3. Во второй половине дня:
 все
виды
игр
настольно-печатные,
сюжетно-ролевые,
строительные,
дидактические, развивающие, театральные, развлечения, праздники, сюрпризы,
проводимые
 воспитателем, планируются один раз в неделю;
 труд (ручной, хозяйственно-бытовой, коллективный, по подгруппам);
 воспитание художественной литературой и фольклором;
 работа с семьей обучающегося (воспитанника);
 работа по звуковой культуре речи (ЗКР).
4.4.8. Календарное планирование следует начинать с перспективного и
перспективного плана ОД, учитывающего:
 требования к максимальной нагрузке образовательного процесса;
 требования календарно-тематического плана.
5.Требования к оформлению календарного плана
5.1. Календарный план должен быть напечатан в электронном виде, допускаются пометки,
дополнения, корректировка понятным аккуратным подчерком.
5.2. Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, фамилии,
имени, отчества воспитателей группы, даты начала и окончания плана.
5.3. Календарный план должен содержать следующие разделы:
 титульный лист;
 годовые задачи ДОУ;
 режим дня группы;
 расписание непосредственной образовательной деятельности;
 список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09
текущего года, под списком указывается количество мальчиков и девочек в
группе.);
 условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые
воспитателями группы);
 листок здоровья;
 комплексно-тематический план;
 план работы с родителями;
 перспективное планирование;
 календарные планы;
 лист проверки плана.
5.4. Последняя страница календарного плана предназначена для записей и заполнения
заместителем заведующего по ВОП.
5.5.
Календарный план оформляется в соответствии с утвержденной формой
планирования в соответствии с Приложением № 3 данного Положения.
5.6. Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах, планируется
по структуре деятельности: форма работы; тема; цель, направленная на развитие ребенка,
на результат; средства, способы, включающие ребенка в деятельность и организующие ее.

5.7. При планировании разнообразной детской деятельности указывается форма детской
деятельности, ситуация, цель, средства.
5.8. Индивидуальная работа с детьми планируется, учитывая результаты наблюдения
воспитателей по усвоению ООП ДО.
5.9. При планировании приветствуется использование картотек наблюдений, пальчиковой
гимнастики, артикуляционной гимнастик и т.п., составленных педагогами группы.
5.10. В календарном плане отражается:
 утренняя гимнастика, работа по закаливанию;
 вся работа, связанная с формированием культурно-гигиенических навыков, норм
поведения, самообслуживания;
 работа, связанная с развитием игровой деятельности;
 работа, связанная с развитием трудовой деятельности;
 работа, связанная с развитием образовательной деятельности;
 работа с родителями, социумом;
 развлечения;
 индивидуальная работа с детьми по всем разделам ООП ДО;
 создание ППРС среды в группе, на участке с учетом тематической недели.
6. Документация и ответственность
6.1. Комплексно-тематический, перспективно-календарный и календарный планы
являются обязательными документами педагога.
6.2. Контроль за перспективно-календарным и календарным планированием
осуществляется заместителем заведующего по ВОП не реже одного раза в месяц, а также
в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями.
6.3. На специально отведенной странице, фиксируется дата проверки, подпись, замечания
и рекомендации, с которыми проверяющий знакомит воспитателей и следит за их
выполнением.
6.4. После окончания учебного года педагог сдает папку в архив в методический кабинет
заместителю заведующего по ВОП.

Приложение № 1
Комплексно-тематическое планирование в ___________________группе

на ______/_____ учебный год
МЕСЯЦ: ………... ТЕМА: «………».
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ с ……..по ………
ИТОГОВОЕ СОБЫТИЕ: ……………..
Образовательные
области
Задачи работы
Виды совместной
деятельности

Создание условий
для
самостоятельной
деятельности
детей

Социальнокоммуникативное
развитие
1.
2.

Познавательное
развитие
1.
2.

Речевое развитие

Художественноэстетическое развитие

Физическое
развитие

1.
2.

Словесные
.
игры……
Игровая ситуация
…….
Дидактические
игры: …….
Сюжетно-ролевые
игры …… И Т.Д.

Книжный уголок:
Уголок для ролевых игр:
Зона развивающих интеллектуальных и дидактических игр:
Уголок природы:
Центр продуктивных видов деятельности:
Спортивный уголок:
Взаимодействие с РОД. СОБРАНИЕ, ПРАЗДНИК, СЕМИНАР, КОНСУЛЬТАЦИЯ, МАСТЕР-КЛАСС, ВИКТОРИНА, ИЗГОТОВЛЕНИЕ
семьей
методических пособий, игр, персональных и совместных выставок и т.д.
Анкета
Папки передвижки , консультации
Информирование о целях и задачах ТЕМ. НЕДЕЛИ ИЛИ ПРОЕКТА

Приложение № 2
Перспективное планирование образовательной деятельности
Расписание образовательной деятельности в младшей группе № 1 на I неделю сентября
Тема: «Здравствуй детский сад».
Сроки реализации: со 5 – 9 сентября 2022 года.
Дата/День недели
Дата/День недели
Дата/День недели
Образовательная область
Образовательная область
Образовательная область
НОД «_________________________»
НОД «_________________________»
(название НОД)
(название НОД)
НОД «_________________________»
Задачи:
Задачи:
(название НОД)
Задачи:
1.
1.
1.
2.
2.
2.
3.
3.
3.
Источник:________________

Источник:________________

Источник:________________
Дата/День недели
Образовательная область
НОД «_________________________»

Итоговые мероприятия по теме:

Дата/День недели
Образовательная область
НОД «_________________________»

(название НОД)

Образовательная область
НОД «_________________________»

(название НОД)

(название НОД)

Задачи:
1.
2.
3.

Задачи:
1.
2.
3.

Задачи:
1.
2.
3.

Источник:________________

Источник:________________

Источник:________________

Приложение № 3

Модель организации воспитательно - образовательного процесса в детском саду на день

День недели

Пример календарного планирования
Интеграция
образовате льных
областей

Образовательные
области, задачи
которых
реализуются в
данной
деятельности и
формах работы с
детьми

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Групповая,
Индивидуальная
Режимные моменты.
подгрупповая
Образовательная деятельность.

Совместная
игровая
деятельность: дидактические и
развивающие
интеллектуальные
игры.
Чтение
художественной
литературы. Совместный труд.

Закрепление пройденного
материала по образовательным
областям: индивидуальная беседа,
обучающие игры, решение
проблемных ситуаций.

Утро: дежурство, поручения свободное
общение на разные темы, решение
проблемных ситуаций, рассматривание,
самостоятельная деятельность детей,
утренняя гимнастика, гигиенические
процедуры, завтрак, игры малой
подвижности, артикуляционная и
пальчиковая гимнастика.

Создание условий для
самостоятельной деятельности
детей
(в центрах активности,
на участке детского сада)
Обогащение предметно
развивающей среды в группе.
Активизация детей (создание
мотивации) на самостоятельную
деятельность в центрах: книги,
природы, художественного
творчества, творческих игр и др.
Создание проблемных ситуаций.
Творческие задания.

(ОД по расписанию)
Указывается деятельность и краткое содержание занятий.

Н-р, 1. Познавательно-исследовательская деятельность: РЭМП (Состав числа 10 из двух меньших. Сравнение предметов по величине.
Деление целого на части: подготовка страниц для книжки-малышки).
Прогулка:
Подвижные и спортивные игры,
физкультурное занятие на улице.
Познавательно
исследовательская деятельность:
наблюдения, опыты,
эксперименты. Целевые
прогулки, экскурсии. Труд на
участке, в цветнике, огороде.
Игры с песком (со снегом).

Закрепление пройденного
материала по образовательным
областям: индивидуальная беседа,
обучающие игры, решение
проблемных ситуаций.

Чтение художественной
литературы.
Кружки. Творческие игры:
сюжетно-ролевые,
театрализованные,
режиссерские, строительноконструктивные, играфантазирование, игры
экспериментирования.
Подвижные, дидактические,

Закрепление пройденного
материала по образовательным
областям: индивидуальная беседа,
обучающие игры, решение

Свободное общение на разные темы,
ситуативные разговоры, решение
проблемных ситуаций.
Самостоятельная деятельность детей.

Обогащение предметно
развивающей среды на участке.
Создание мотивации к сюжетно
ролевым играм, театрализованным,
продуктивной деятельности
(постройки из песка/снега).
Творческие задания.

Возвращение
с
прогулки,
гигиенические
процедуры,
обед,
ситуативные разговоры.

Самостоятельная
деятельность
детей
в
различных
центрах
активности.

Вечер:

Обогащение предметно
развивающей среды в группе.
Активизация детей (создание
мотивации) на самостоятельную
деятельность в центрах: книги,
природы, художественного

оздоровительные
и
закаливающие
мероприятия,
гигиенические
процедуры,
полдник, игры,

Взаимодействие с
родителями/ социальными
партнерами

Беседы, консультации
(индивидуальные,
групповые, подгрупповые).
Совместные праздники,
досуги, занятия.
Экскурсии.
Совместное творчество.
Организация совместной
трудовой деятельности
(труд в природе, в группе)
– субботники.
Семейные творческие
проекты, презентации,
конкурсы, викторины.
Родительские собрания,
семейные гостиные,
родительские клубы,
семинары, открытые
просмотры, мастерклассы. Семинарыпрактикумы, игровые
образовательные
программы.
Анкетирование.
Интерактивное
взаимодействие через сайт
ДОУ.
Оформление родительских
уголков. Буклеты, памятки,
информационные листы.

развивающие интеллектуальные
игры. Чтение худ. литературы,
видео-просмотры. Викторины,
конкурсы, досуги. Совместный
труд детей. Продуктивные виды
деятельности. Совместная
познавательно-исследовательская
деятельность.

проблемных ситуаций

Самостоятельная деятельность детей.

творчества, творческих игр и др.
Создание проблемных ситуаций.
Творческие задания.

Все мероприятия планируются также, как и в первую половину дня.

Приложение №4

Примерная циклограмма организации образовательного процесса на неделю (старший возраст)
Понедельник

Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Индивидуальная работа. Указать направление работы, Ф.И. ребенка, метод (прием) работы (д\и, наблюдение, беседа, и.т.д)

2 половина дня

Прогулка

1 половина дня

- речевое развитие (словарная
работа)
чтение
художественной
литературы

- формирование элементарных
математических представлений
- д/и по изодеятельности

-речевое развитие (грамматика и
словарь)
- музыкальное развитие (д/и)

- речевое развитие (связная речь)
чтение
художественной
литературы

- развитие мелкой моторики +
формирование
графических
навыков
- ЗКР (подг.гр – подготовка к
обучению грамоте)

Совместная деятельность педагога с детьми
- освоение к\г навыков, навыков
самообслуживания
- ребенок и окружающий мир
(предметный мир)
через
д\и,
беседы,
рассматривание
иллюстративного
материала,
и.т.д. – указать название, цель.

- ОБЖ
- речевое развитие (связная речь)
- распределение длительных
трудовых поручений

- сенсорное воспитание
- валеологическое развитие,
становление
ценностей
здорового образа жизни (ср., ст.,
подг.гр.)

- экологическое развитие (д/и)
- Беседа о природе, работа с
календарем
и
дневником
наблюдений в уголке природы
- нравственное воспитание

- ознакомление с окружающим
миром
(формирование
первичных представлений о
себе,
окружающих
людях,
объектах окружающего мира,
малой родине и Отечестве,
планете Земля)

- наблюдения в природе,
- целевые прогулки и экскурсии за пределы д\с
- самостоятельная детская деятельность
- труд в природе
- совместная деятельность воспитателя с детьми (опыты и эксперименты, работа по разделам программы, игровая деятельность)
- индивидуальная работа по ФИЗО
- подвижные игры
- игра малой подвижности, хороводная игра
Индивидуальная работа
Воспитание культуры поведения
Конструирование из разного
материала

Развитие звуковой культуры
речи
Развитие мелкой моторики

Изобразительная деятельность

Работа по обучению детей
рассказыванию (по картине,
игрушке, рассказ из личного
опыта)
Совместная деятельность воспитателя с детьми

Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность, конструирование из разного материала (рисование, лепка, аппликация - см. расписание совместной деятельности воспитателя с детьми)
ознакомление
художественной литературой
- игровая деятельность
- трудовые поручения

с

ознакомление
с
художественной литературой
- игровая деятельность
элементарная
опытноэкспериментальная деятельность

ознакомление
с
художественной литературой
игровая
деятельность(с/р,
режиссерские игры)
- коллективный труд

- театрализованная деятельность
- игровая деятельность
элементарная
трудовая
деятельность

ознакомление
с
художественной литературой
игровая
деятельность
(строительные игры)
элементарная
опытноэкспериментальная деятельность

Примерная циклограмма организации образовательного процесса на неделю (младший и средний возраст)

2 половина дня

Прогулка

1 половина дня

Понедельник

Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Индивидуальная работа. Указать направление работы, Ф.И. ребенка, метод (прием) работы (д\и, наблюдение, беседа, и.т.д)

- речевое развитие (словарная
работа)
чтение
художественной
литературы

- формирование элементарных
математических представлений
- д/и по изодеятельности

-речевое развитие (грамматика и
словарь)
- музыкальное развитие (д/и)

- речевое развитие (связная речь)
- сенсорное развитие

- развитие мелкой моторики
- ЗКР

Совместная деятельность педагога с детьми (через д\и, беседы, рассматривание иллюстративного материала, и.т.д. – указать название, цель).
- освоение к\г навыков, навыков
самообслуживания
- ребенок и окружающий мир
(предметный мир)

- ОБЖ
- речевое развитие (связная речь)
- распределение
трудовых
поручений

- сенсорное воспитание
- валеологическое развитие,
становление
ценностей
здорового образа жизни (ср.гр.)
- мл.гр. – освоение к/г навыков,
навыков самообслуживания

- экологическое развитие (д/и)
- Беседа о природе, работа с
календарем
и
дневником
наблюдений в уголке природы
- нравственное воспитание

- ознакомление с окружающим
миром
(формирование
первичных представлений о
себе,
окружающих
людях,
объектах окружающего мира,
малой родине)

- наблюдения в природе,
- целевые прогулки и экскурсии за пределы д\с
- самостоятельная детская деятельность
- труд в природе
- совместная деятельность воспитателя с детьми (опыты и эксперименты, работа по разделам программы, игровая деятельность)
- индивидуальная работа по ФИЗО
- подвижная игра
- игра малой подвижности, хороводная игра
Совместная деятельность воспитателя с детьми
-Изобразительная деятельность
(аппликация)
ознакомление
с
художественной литературой
- игровая деятельность (с/р игра,
режиссерская игра)

- Изобразительная деятельность
( рисование)
ознакомление
с
художественной литературой
игровая
деятельность
(строительная игра)

- Изобразительная деятельность
(лепка)
ознакомление
с
художественной литературой
- игровая деятельность(с/р игра,
режиссерская игра)

- Конструирование из разного
материала - театрализованная
деятельность
игровая
деятельность
(строительная игра)

ознакомление
с
художественной литературой
- игровая деятельность (с/р игра,
режиссерская игра)
- игры - эксперименты

Изобразительная деятельность

Воспитание культуры поведения
Конструирование из разного
материала

Индивидуальная работа
Изобразительная деятельность

Развитие мелкой моторики

Примечание.
Планирование игровой деятельности.
Сюжетно-ролевые игры:
 Старший возраст: 1-2 в неделю
 На прогулке – ежедневно

Развитие
речи

звуковой

культуры

 1 раз в месяц планируется новая игра. Остальные сюжеты – это уже знакомые игры.
Строительные игры:
 Старший возраст – 3-4 раза в неделю (постройка обыгрывается до 3-5 дней)
Театрализованные игры:
 Игра-драматизация: 1 раз в неделю во всех возрастных группах
 Театральная игра: старший возраст – 1 раз в квартал.
Подвижные игры:
 Старший возраст: 2- 3 игры в день.

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).
Текущее планирование:
По сюжету новой игры во всех режимных моментах должны быть запланированы следующие мероприятия:
- по обогащению жизненного опыта (наблюдения, экскурсии, занятия, художественное слово)
- по обогащению игрового опыта детей (режиссерские игры, дидактические игры, имитации, приемы работы воспитателя по обучению основным игровым навыкам для своей
возрастной группы)
- активизирующее взаимодействие воспитателя с детьми (создание подсказывающих ситуаций, включение в игру (приемы взаимодействия должны соответствовать возрасту
детей)).
- мероприятия по развитию навыков общения

Примерная циклограмма календарного планирования на летний период (на неделю)




Игровая деятельность
Сюжетно – ролевые игры
Режиссерские игры

Театрализованная деятельность
Дидактические игры

Интеллектуальные игры

Социально – коммуникативная деятельность
 Беседы, общение, интервьюирование Игровые
ситуации, игры-путешествия
 Рассматривание и обсуждение иллюстраций,
картин, фотографий
 Сочинение и разгадывание загадок, составление
рассказов
 Ситуативные беседы
 ситуации морального выбора
 Социально-коммуникативные игры Трудовая
деятельность

Художественно – эстетическая деятельность







Рисование
Аппликация
Лепка
Конструирование
Музыкальные занятия, прослушивание музыки

Дата ______________
Тема______________
Цель______________







Познавательная деятельность
Рассматривание, обследование, наблюдения
Опыты, экспериментирование
Творческие задания
Проблемные ситуации
Тематические выставки

Речевая деятельность
 Ситуативные разговоры, беседы, общение
Специальное моделирование ситуации общения
 Чтение и обсуждение литературных
произведений
 Разучивание стихов, чистоговорок,
скороговорок, потешек
 Сочинение и отгадывание загадок
 Пересказ, составление описательных рассказов,
речевое творчество

Двигательная активность
 Утренняя и ритмическая гимнастика,
упражнения под музыку
 П/и
 Игры – соревнования Игры с элементами
спорта
 Народные игры
 Хороводные игры
 Физкультурные занятия
 Физкультурные досуги и праздники
















Индивидуальная работа
Продуктивная деятельность (рисование)
Формирование математических представлений
Познавательное развитие
Формирование математически х представлений
Работа по развитию мелкой моторики
Развитие фонематического слуха
Развитие связной речи
Развитие словаря
Формирование грамматического строя речи
Формирование основных физических качеств
Конструктивная деятельность
Продуктивная деятельность (аппликация)
Развитие мелкой моторики
Продуктивная деятельность












Работа с родителями
Совместные мероприятия
Мастер-классы для родителей
Выставки
Музейное пространство
Консультирование
Беседы
Онлайн-форумы
Конкурсы
Развлечения
Викторины


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».