1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии со следующим: Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; ПООП ДО приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»; Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» от 10 декабря 2013 г. № 1324. письмо Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. № 08-1408 (Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования). Постановление главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения. Отдыха, и оздоровления детей и молодежи». Постановление главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» Устав дошкольного образовательного учреждения 1.2. данное Положение о внутренней системе оценки качества образования в ДОУ (далее – Положение) определяет цели, задачи и принципы системы оценки качества образования в ДОУ (далее – ВСОКО), ее организационную и функциональную структуру, содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования и общественное участие в оценке и контроле качества образования, устанавливает единые требования припроведении мониторинга качества образования (далее – мониторинг) в дошкольном образовательном учреждении. 1.3. Система мониторинга качества образования является составной частью системы оценки качества образования и служит информационным обеспечением образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. 1.4. Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) предсдставляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений воспитанников, эффективности образовательной программы с учетом запросов основных пользователей системы оценки качества образования. 1.5. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования ДОУ являются: Воспитатели Воспитанники Родители (законные представители) Педагогический совет ДОУ Экспертные комиссии при проведении процедур аттестации работников ДОУ. 1.6. Настоящее Положение распространяется на деятельность всех работников ДОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе, на сотрудников, работающих по совместительству. 1.7. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.8. В настоящем Положении используются термины: Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося. выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и ( или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Система оценки качества дошкольного образования – совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов. механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик дошкольного образования о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей воспитанников ДОО. Качество условий – выполнение санитарно- гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в ДОУ; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса. Качество образования ДО – это соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОУ, учителей начальной школы( учитывая муниципальную стратегию, гражданский заказ).) Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в ДОУ осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями её реализации, которые и способствуют достижению детьми определённых образовательных результатов. Используемые в детском саду критерии оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия, при реализации образовательной программы ( комментарии к ФГОС ДО, письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014г. № 08249). Оценивание качества – оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой ДОУ, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании направлено, в первую очередь, на оценивание созданных организацией условий в процессе образовательной деятельности ( Примерная основная образовательная программа, 2015г.) Критерий – признак. на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно- качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной зафиксированной в нормативных документах и локальных актах, системе государственно- общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – метод регистрации состояния качества образования. а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Он является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования. 1.9. Оценка качества образования осуществляется посредством: системы контрольно- инспекционной деятельности; - общественной экспертизы качества образования; лицензирования; государственной аккредитации; мониторинга качества образования. 1.10. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: образовательная статистика; мониторинговые исследования; социологические опросы; отчёты работников детского сада; посещение мероприятий, организуемых педагогами ДОУ; отчёт о результатах самообследования ДОУ. 1.11. Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества образования: качество процессов; качество условий ( программно – методические, материально – технические, кадровые, информационно – технические, организационные и др.); качество результата. 1.12. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам работы ДОУ за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год. 1.13. На основании данного положения ДОУ обеспечивает разработку, внедрение, проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учёт и дальнейшее использование полученных результатов. 1.14. Экспертная рабочая группа для проведения ВСОКО создаётся на основании приказа заведующего ДОУ в количестве 4-5 человек. 1.15. Система внутреннего мониторинга является составной частью годового плана работы дошкольного образовательного учреждения. 2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования 2.1.Целями ВСОКО являются: формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в детском саду; получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; предоставление всем участникам образовательной деятельности и общественности достоверной информации о качестве образования; принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; прогнозирование развития образовательной системы детского сада. 2.2. Задачами построения ВСОКО являются: формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной образовательной статистики и мониторинга качества образования; изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ; определение степени соответствия условий, осуществления образовательной деятельности государственным требованиям; -определение степени соответствия образовательных программ с учётом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; обеспечение доступности качественного образования; оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников; определение степени соответствия качества образования в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам; выявление факторов, влияющих на качество образования; содействие повышению квалификации воспитателей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам , касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников; определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам; расширение общественного участия в управлении образованием в ДОУ; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. 2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы: объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных воспитанников при оценке результатов их обучения и воспитания; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учётом возможности их многократного использования); инструментальности и технологичности используемых показателей (с учётом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); минимизации системы показателей с муниципальными, региональными аналогами; взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; соблюдения морально – этических норм при проведении процедур оценки качества образования в детском саду. 3. Организационная и функциональная структура ВСОКО 3.1. Организационная структура ДОУ, занимающаяся ВСОКО и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ДОУ, педагогический совет и членов экспертной рабочей группы. 3.2. Администрация ДОУ: формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО ДОУ и приложений к ним, утверждает их приказом заведующего ДОУ и контролирует их исполнение; разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы ВСОКО ДОУ, участвует в этих мероприятиях; обеспечивает на основе образовательной программы проведение в детском саду контрольно – оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; организует систему мониторинга качества образования в ДОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития, анализирует результаты оценки качества образования на уровне детского сада; организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО; обеспечивает условия для подготовки работников ДОУК и общественных экспертов по осуществлению контрольно – оценочных процедур; обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам ( анализ работы ДОУ за учебный год, самообследование деятельности ДОУ); принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Экспертная рабочая группа: - создаётся по приказу заведующего на начало каждого учебного года; разрабатывает методики ВСОКО; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ДОУ; готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам ВСОКО на уровне ДОУ; обеспечивает на основе ООП ДО и АООП ДО в ДОУ контрольно – оценочные процедуры, мониторинговые , социологические и статистические исследования по вопросам качества образования. 3.4. Педагогический совет ДОУ: принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей ВСОКО ДОУ; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ВСОКО в ДОУ; содействует определению стратегических направлений развития системы образования в детском саду; принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности в ДОУ; содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; заслушивает информацию и отчёты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений , взаимодействующих с ДОУ по вопросам образования, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно – гигиенического режима в детском саду, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности ДОУ. 4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования 4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности детского сада, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов: 4.3.1. Нормативно-установочный: определение основных показателей, инструментария, определение ответственных лиц, подготовка приказа о сроках проведения. 4.3.2. Информационно – диагностический: сбор информации с помощью подобранных методик. 4.3.3. Аналитический: - анализ полученных результатов, сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков. 4.3.4. Итогово – прогностический: предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива, разработка дальнейшей стратегии работы ДОУ. 4.4. Предметом системы оценки качества образования являются: качество условий реализации ООП ДО/АООП /ДО ДОУ; качество организации образовательной деятельности, включающей условия организации образовательной деятельности, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материальнотехническое обеспечение образовательной деятельности, организация питания; качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых реализуемых в детском саду, условия их реализации; воспитательная работа; профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; эффективность управления качеством образования и открытость деятельности ДОУ; состояние здоровья воспитанников. 4.5. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. Содержание процедуры ВСОКО включает в себя следующие требования: 4.5.1. Требования к психолого – педагогическим условиям: наличие диагностического минимума для психолого – педагогического отслеживания динамики развития воспитанников в том числе измерение их личностных образовательных результатов; наличие условий для медицинского сопровождения воспитанников в целях охраны и укрепления их здоровья, коррекции, имеющихся проблем со здоровьем; наличие консультативной поддержки педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам коррекции, образования воспитанников, инклюзивного образования; наличие организационно – методического сопровождения процесса реализации ООП/ АООП ДО, в том числе, в плане взаимодействия с социумом; оценка возможности предоставления информации о ООП ДО/ АООП ДО семьям воспитанников и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности; - оценка эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие мероприятия, режим дня и т.д). 4.5.2. Требования к кадровым условиям: укомплектованность кадрами; образовательный ценз педагогов; соответствии профессиональным компетенциям; уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших аттестацию); динамика роста категорийности; результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов); наличие кадровой стратегии. 4.5.3. Требования к материально – техническим условиям: оснащённость групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; оценка состояния условий образования в соответствии с нормативами и требованиями СанПиН; - оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности ( ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных документов; информационно – технологическое обеспечение ( наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения). 4.5.4. Требования к финансовым условиям: финансовое обеспечение реализации ООП ДОУ/ АООП ДОУ осуществляется исходя из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания. 4.5.5. Требования к развивающей предметно – пространственной среде: соответствие компонентов предметно – пространственной среды ФГОС ДО; организация образовательной среды и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря ( в здании и на участке) в соответствии с требованиями ФГОС ДО ( трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность); наличие условий для инклюзивного образования; наличие условий для общения и совместной деятельности воспитанников и взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения; учёт национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. 4.6. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности ДОУ. 4.7. Критерии представлены набором расчётных показателей, которые при необходимости могут корректироваться 4.8. Периодичность проведения ВСОКО – один раз в год, в итоге составляется аналитический отчёт ( по результатам сравнительно – аналитической деятельности на начало и конец учебного года, для детей с ОВЗ по решению ПМПк). 4.9. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы – аналитические справки и приказы, отчёты со схемами, таблицами, графиками, диаграммами, обработанные с использованием стандартизированных компьютерных программ, публичный доклад, самообследование, которые доводятся до сведения педагогического коллектива ДОУ, учредителя, родителей ( законных представителей). 4.10. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне ДОУ. 4.11. Администрация детского сада ежегодно публикует доклад о состоянии качества образования на официальном сайте ДОУ. 5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путём предоставления информации: основным потребителям результатов ВСОКО; средствам массовой информации через публичный доклад заведующего ДОУ; Размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте детского сада. 5.2. Дошкольная система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение о ВСОКО является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается ( либо вводится в действие) приказом заведующего ДОУ. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Положение о ВСОКО ДОУ принимается на неопределённый срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения ( или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 7. Подведение итогов и оформление результатов внутренней оценки качества образования 7.1. Формой отчета является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее 7 дней с момента завершения ВСОКО. 7.2. По итогам ВСОКО проводятся заседания педагогического совета ДОУ, производственные собрания, административные и педагогические совещания. 7.3. По окончании учебного года, на основании аналитической справки по итогам ВСОКО, определяются: качество условий образования в ДОУ, сопоставление с нормативными показателями, проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации ООП ДО в новом году. 7.4. Аналитические данные являются документальной основой для составления ежегодного отчета о результатах самообследования ДОУ, для разработки и корректировки ООП ДО, АООП, ДОП, годового плана ДОУ. 8. Делопроизводство 8.1. Результаты ВСОКО (информационно – аналитические справки, таблицы, диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет. 8.2. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив ДОУ.